-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в saratov_v_trende

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2013
Записей: 1124
Комментариев: 36
Написано: 1163

Серия работ 'Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти ХХ века' (Саратов, 08.07.13)

Пятница, 05 Июля 2013 г. 21:23 + в цитатник
ma_zaika все записи автора
Читайте ma_zaika
art
ma-zaika
Творители истории искусстВ

 

Серия работ 'Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти ХХ века'

 

Продолжается цикл выставок "Графический альбом" очередной серией работ "Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти ХХ века".

В русской художественной культуре рубежа двух столетий искусство графики стало одним из самых интересных и актуальных явлений. В экспозиции представлена так называемая "живописная" графика, соединяющая лучшие особенности языка двух видов изобразительного искусства. В этом сочетании проявлялась усилившаяся в начале ХХ века тенденция к синтезу различных искусств, поиску новых выразительных возможностей традиционных техник. При этом отсутствие академической законченности, демонстрация зрителю открытой и наглядной "технологии" также становится знаком времени.

Все эти тенденции нашли отражение в деятельности объединения "Мир искусства", возникшего на петербургской почве в 1898 году и просуществовавшего до 1924 года.

Создателем "Мира искусства" стал Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), график, живописец, театральный декоратор, выдающийся художественный критик и искусствовед. Его базельские пейзажи 1896 года, как и другие ранние работы, почти монохромны по колориту, сумеречно-ненастны, полны романтической таинственности. По духу к ним близок поэтичный "Павловск" (1921).

Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) – старший брат Александра, один из его наставников в искусстве. И хотя в доме Бенуа, воспитавшем целую художественную династию, акварель была "семейной профессией", лишь Альберт стал профессиональным акварелистом, главой специализированного Общества. Его лучшие работы отличаются свежестью восприятия природы и блестящим мастерством исполнения.

Один из ближайших соратников А.Н. Бенуа по "Миру искусства" – Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957). Постоянной темой его творчества был "город", окрашенный русским или европейским колоритом (как, например, изысканно-утонченный "Гаарлем"), предстающий и торжественной столицей, и уютной глубинкой. "Улица в Чернигове" (1912) – один из пейзажей, созданных во время поездки по городам средней России и Украины. В нем с особой поэтичностью передается ощущение жизни провинциального города, ее размеренно-неторопливого хода.

Под влиянием мирискуснической эстетики сформировался Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946). Наряду с увлечением книжной графикой и монументальной живописью, на протяжении всей творческой жизни успешно работал в области станкового искусства, выделяя, при этом, жанр пейзажа. Во время захватывающих путешествий много рисовал на пленэре, проявив незаурядный колористический темперамент. В 1922 году совершил поездку в Турцию. "Кладбище в Трапезунде" демонстрирует монументальность его графического стиля, сочетающего четкость и ясность композиционного мышления, незыблемость ощущения плоскости с благородством насыщенного, плотного, несколько "пряного" колорита. Александр Яковлевич Головин (1863–1930) – выдающийся театральный декоратор, своим творчеством сыграл исключительную роль в завоевании художниками "главных ролей" в театре. Одним из шедевров его сценографии является оформление оперы "Кармен" Ж. Бизе (1908) на прославленной сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Художнику удалось придать популярному уже в те времена спектаклю свежесть и новизну, остро соединив ощущение живой реальности, света и воздуха с праздничной декоративностью. За кулисами рождались и образы знаменитых "Испанок", в которых красочный театральный костюм служит необходимым дополнением яркого и выразительного портретного образа. Узнаваемая манера художника с характерной графичностью и изысканной узорчатостью прочитывается в натюрморте "Розы и фарфор", в котором эффектные предметы выступают, словно артисты на театральной сцене.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) не раз побывавшая в Венеции, как и многие другие художники, была покорена её красотой. В пейзаже из собрания Радищевского музея она словно увидела прекрасную Венецию сквозь призму родного "перламутрового" Петербурга, изобразив ее не по южному яркой, а серебристо-серой, со смягченными контурами, как бы окутанными ласковой, нежной дымкой.

Экспозицию зала завершает произведение Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) "Проект майоликового камина" (1899–1900), связанное с работой художника в Абрамцевской керамической мастерской. Врубель был увлечен решением колористических задач не только в живописи. В красочной декоративности эскизной композиции, построенной на сказочно-эпических мотивах, угадывается исключительная живописность будущего майоликового изделия.

Автор: Боровская Марина Игоревна

Место: Радищевский музей
Начало: 08 июля - 15 сентября 2013 года

Фото: © Copyright gumer

Рубрики:  Музей/Радищевский музей
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку